Петров пост:    1 – 11 июля
Наступает Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский.
Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии — у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать, может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!». Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван апостольским.
Я бы выделил в этой задаче два основных направления — апостольство внутреннее и апостольство внешнее. Внутреннее — для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей — наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым, прежде всего, до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам — просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться. Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он — лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность.
И очень важно апостольство внешнее, потому что как христиане мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя,  куда уж до целого мира! У одного человека никогда не достанет сил спасти мир — он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире — чтобы все познали Истину и спаслись. 
Наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства — пост, молитву, милостыню, Таинства жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.
Протоиерей Игорь Пчелинцев
Рождество Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня –  7 июляО пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.
Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
Память святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
12 июля, прославляя апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее.
Симон, позже прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия, жизнь рыбаков была не слишком завидной. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его. И так стали первыми призванными апостолами. Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила.
А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона!
А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде».
Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.
Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».
Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус».
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
Казанская икона Божией Матери – 21 июля
Явление святой иконы  произошло в 1579 году в Казани. Икона явилась во сне одной благочестивой девушке по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону из земли. При этом было указано и само место. Сон повторялся еще трижды. После того Матрона слышала голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
Начальство не поверило матери и дочери, и тогда они сам начали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завернутою в кусок сукна.
Слух о чудотворной иконе разнесся по всему городу, и тогда архиепископ в присутствии градоначальника с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь святого Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. 
Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Успенский пост:     14 – 27 августа
14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Это единственный пост, посвященный Богородице. Начинается он янтарным Медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником  Успения Божией Матери. Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 года.
Итак, 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день называют Медовым Спасом — в конце литургии совершается освящение меда нового урожая, а православные хозяйки по традиции пекут постные блины со свежим медом. В этот праздник дается послабление на масло и вино — во все остальные дни, кроме суббот и воскресений, Уставом предусмотрена пища без елея, а в среды и пятницы — сухоядение.
Елена Вилкова. Медовый Спас.
19 августа отмечается один из самых важных и любимых праздников Православной Церкви — Преображение Господне (Яблочный Спас). Накануне служится Всенощное бдение. После заамвонной молитвы на Литургии в этот день освящаются плоды нового урожая — виноград (первые плоды шли на вино для Евхаристии) и в районах, где он не вызревает, яблоки. Существует традиция соблюдать так называемый «яблочный пост» — не есть новых яблок и винограда до освящения. В день Преображения Господня на трапезе разрешается рыба.
27 августа вечером совершается Всенощное бдение накануне Успения Пресвятой Богородицы, когда выносится для поклонения убранная цветами Плащаница Божией Матери, а 28 августа вечером или 29 утром — утреня с чином Погребения Плащаницы. Эта служба составлена по подобию утрени Великой Субботы, поэтому Успение иногда называют «Второй Пасхой», тем более что сам праздник знаменует победу над адом, подобно Воскресению Господню. Пречистая Дева Мария стала вторым в новозаветной истории Человеком после Спасителя, избежавшим тления, — Она была взята Своим Божественным Сыном на небеса с телом.
Успение Пресвятой Богородицы
Информация сайта «Православие и мир»