24 ноября 2022 года по благословению митрополита Ярославского и Ростовского ВАДИМА в Спасо-Яковлевском мужском монастыре г. Ростова Великого состоялся региональный этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности».


В работе секции приняли участие представители монашествующего духовенства, насельницы монастырей Ярославской епархии.

С докладом на тему: «Даждь ми разум творити волю Твою, о молитве и покаянии» выступил игумен Герман (Кондратьев) насельник Спасо-Афанасиевского Ярославского мужского монастыря.

Всечестное собрание!
Представленная нашему монастырю тема для доклада, на мой взгляд, является центральной, коренной в иноческом бытии, поскольку, это основы христианского существования не только в жизни монахов, но и благочестивых мирян.
Итак, начиная разговор о молитве и о покаянии невозможно сделать это без отсылок к Священному Писанию, поскольку именно там Господь дает примеры и образцы этих добродетелей, подчеркну, СОПРЯЖЕННЫХ С ДЕЙСТВИЕМ.
«Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”» Стихира на «Господи, воззвах» в Неделю воспоминания Адамова изгнания (Прощеное Воскресенье).
Эта стихира предлагается нам богослужебной сокровищницей Святой Церкви как молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.

Примеров молитвы в Священной Истории, безусловно, не мало. Здесь можно вспомнить и Авраама и Моисея и Аарона. Самый яркий сборник молитв всех этих праотцев – Псалтирь, составленная Давидом, но не все Псалмы являются его произведениями. По словам святителя Афанасия Великого, Псалтирь «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания».

И вот Новый Завет обращается к нам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44).
Молитесь за обижающих вас (Лк.6:28).

Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1Тим.2:1).
Как канон (правило/ мерило молитвы) Господь, Сам, в ответ на просьбу учеников, дает нам молитву «Отче наш» (Мф.6:9-13; Лк.11:2-4)
Итак, убедившись в Богозаповеданности молитвы, как части существования человека, мы переходим к текущим современным аспектам молитвы
"За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь". Святитель Тихон (Задонский)..

Преподобный Силуан Афонский советует: "Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы".

Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, - опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете... Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».

С древне принятой традиции монахи молились за весь мир: «Преподобный Макарий Великий шел однажды, увидел череп, посохом тронул его и спросил: —   «Скажи, кто ты?» Тот отвечает:— «Языческий жрец. И когда ты, — говорит, — отче, молишься за нас, то нам там все-таки легче. Мы в огне находимся, в пламени».

Значит ли это, что св. Макарий молился именно за языческих жрецов?! Конечно, нет… Он молился за весь мир… и частью этого мира являлись и эти заблудшие овцы Бога Отца…
Именно поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Следует сказать и о «подводных (невидимых) скалах подстерегающих любого молящегося:
Всякий, принимающий на себя молитву, должен сам осознавать и пояснять просящим у него молитвы, что он не «повелевает» Богу, как «джину в лампе», или как шаман или любой другой язычник или оккультист, используя некие ритуалы, диктует свою волю призванным «богам» и духам, но он (монах, священник, мирянин) лишь умоляет Творца о нуждах людей. Самый яркий пример такого смирения в молитве нам известен из Евангелия: «Отче «….»… не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42).

"Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" 1Ин.5:16.

Епископ Михаил (Лузин), толкуя это место, разъясняет: "Сказав в предыдущих стихах о силе молитвы верующего во Христа вообще, в рассматриваемых стихах апостол говорит о молитве верующего не за себя самого, а за брата!, то есть всякого ближнего, брата во Христе (1 Кор. 5:11), различая согрешающего грехом не к смерти и грехом к смерти. Связь этих стихов с предыдущим блаженный Феофилакт наводит такую: «сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волею, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией.

И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит».

— Что значит грех не к смерти и грех к смерти? Господь говорит, что всякий грех и хула отпустится, или простится, людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31—32; см. прим.). Несомненно, что это различение грехов к смерти и не к смерти имеет в виду в рассматриваемом месте апостол. Грех не к смерти — это всякий грех человека, который происходит от общей слабости человеческой (1 Ин. 1:8; Иак. 3:2 и прим.), грех, очищаемый искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника смерти духовной (ср. 1 Ин. 3:14). Грех к смерти, или смертный грех, — это грех тяжкий, делая который человек делается неспособным к раскаянию.

Это грехи хулы против Духа Святого, каковы грехи: упорное неверие в дознанную христианскую истину; упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления; ожесточенное закоснение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах (см. прим. к Мф. 12:31—32; ср. Евр. 10:26). Судя по тому, что апостол говорит о грехах к смерти и грехах не к смерти без всякого объяснения и указания на них, можно полагать, что апостолу и читателям его послания эти выражения были понятны, может быть, употреблялись как технические термины, о чем свидетельствует и дальнейшая речь. — О грехе не к смерти пусть верующий молится за брата, чтобы Бог по милости

Своей даровал согрешающему принесть искреннее покаяние, простил его и даровал ему жизнь, то есть восстановил его духовную жизнь, ослабленную или подавленную грехом. Относительно греха к смерти апостол не дает такого наставления о молитве, как относительно греха не к смерти. Не запрещает, однако ж, положительно молиться за такового апостол, но и повеления не дает. По-видимому, апостол показывает только, что он не может уверять и быть уверенным в силе молитвы за ближнего, согрешающего смертным грехом, что успеху таковой молитвы противодействует неверие, упорство, ожесточение и закоснение в заблуждениях и пороках согрешающего так. Таким нераскаянным грешникам грех их не простится ни в сем веке, ни в будущем, хотя верующий может молиться за них".

Я рискну полагать, что молитва о себе самом является неотъемлемой частью ежедневной молитвы, как монашествующих, так и мирян. Святитель Иларион (Троицкий) говорил «Молитесь стоя, молитесь сидя, молитесь лежа… только молитесь»…
Стоит ли говорить , что христиане имеют особенную радость и благодатный дар общаться, через Бога, с теми, кого уже нет среди нас - об усопших…

Эта степень молитвы, безусловно, подразумевает аспект милостыни, ибо мы даем самое важное ушедшим, которые не могут нам ничего дать в ответ – молитву о милосердии Божьем над ними… дай Бог, чтоб их праведность перед Богом, ходатайствовала о нас.
Мы могли бы сейчас обсудить с Вами степени молитвы, известные нам из аскетического наследия: о молитве прошения, молитве исповедания, молитве благодарения и, как наивысшей – молитве славословия и это заняло бы еще достаточно времени, но прошу ещё Вашего внимания следующей составляющей аксиоме молитвы, жизни и спасения христианина… священнослужителя, монашествующего или мирянина… не важно… ПОКАЯНИЕ…
Примеры благодатной силы покаяния нам известны еще из Священного Писания. Достаточно вспомнить даже только самые «яркие», как то: покаяние жителей Ниневии, всем известный, покаянный псалом праотца Давида и покаяние разбойника на Голгофе.
И всё же, несмотря, на приведенную мной общность, случаи покаяния в них разительно отличаются: если ниневитян стремились избегнуть кары Божией, им извещенной, то Давид вымаливал прощения у Бога за прелюбодеяние и проистекшее из него убийство. Жители Ниневии каялись за свою общую беспутную жизнь, Давид - за конкретный грех. И лишь разбойник просил у Господа прощения за всё дурное и злое, совершенное им в жизни, по крайней мере, так повествует нам Священное Предание… Святая Церковь представляет нам покаяние разбойника, как образец раскаяния во грехах.
Услышим слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).

«Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я», и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обнаружил грех свой, и возненавидел» (Пс. 35:3). Василий Великий

«Оттого окончательно гибнут христиане вечной смертью, что во все время земной жизни занимаются одним нарушением обетов Крещения... оттого, что не удостаивают ни малейшим вниманием Слово Божие, возвещающее им о покаянии». Игнатий Брянчанинов

В современной жизни церкви мы (как минимум, священнослужители) слышим (а то и сами так поступаем) формальные исповеди «ради причастия»… аргументы разные: «У меня есть духовник», «Мне не благословили», и т. д., забывая, что неотъемлемая часть нашей молитвы это покаяние…
Невозможно молиться не с «сокрушенным сердцем»…

«В церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать Покаяния! Покаяние есть Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести: Он пьет в Покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханием – искренним чувством сокрушения, потому что оно для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это угоднее Богу всех других жертв». Ефрем Сирин

«Кающемуся двери рая отворяются, и объятия Отца Небесного простерты к нему. Феофан Затворник
Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. Игнатий Брянчанинов
Наша молитва – это всегда покаяние. Это не равное наше пред Ним предстояние среди святых угодников или ангелов… это сокрушение о своём богоотступлении из-за грехов…

С Вашего позволения я закончу свой доклад словами преподобного Серафима Саровского:
«... несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя перед Богом. Непрестанно твори эту молитву преподобного Антиоха: «Дерзая, Владыко, на бездну благоутробия Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя еси ценою крове Твоея, яко запечатлел мя еси обручением Святого Духа Твоего, и возвел мя еси от глубины беззаконий моих, да не похитит мя враг. Иисусе Христе, заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани, яко раб есмь похоти и воюем от нея. Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих: свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя и усвой мя в заповедях Твоих. Путь живота моего, Христе мой, и свет очей моих – лице Твое. Боже, Владыко и Господи, возношения очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от мене; заступи мя рукою Твоею святою.

Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе бесстудней не предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу, исповедающуюся Тебе. Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих. Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа Твоего, Отче Святый, созижди мя. Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в шуяя. Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего путеводи мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святого Твоего Духа даждь созданию Твоему, да не иссохну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут слезы питием моим, и молитва моя пищею.

Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и приими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя да объимут мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония. И не попусти, Господи, посрамитися делу рук Твоих по множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори мя грехми умерщвленного, яко сына вдовицы. Ты бо един еси воскресение мертвых, и Тебе слава подобает во веки. Аминь» (Преподобный Антиох, Слово 77). Серафим Саровский

Таким образом, исходя из вышеприведённых примеров Священного Писания, жития и богословской мысли святоотеческого наследия мы приходим к выводу о взаимозависимости, взаимопроникновенности молитвы и покаяния, о важнейшей роли этих добродетелей на пути духовного совершенствования.